Каир. памятники архитектуры. Часть 4

Итак, в 969 году Египет переходит в руки халифов династии фатимидов (969-1169гг), и они основывают новую столицу,  севернее города Аль-Катаи, и называют ее Аль-Кахира.  Сегодня Аль-Кахира является частью современного города Каира. Именно здесь сосредоточены все выдающиеся памятники исламской архитектуры, сохранившиеся до сегодняшнего дня и открытые для посещения. 

Одновременно со строительством города и городских стен нового города Аль-Кахиры, в 970 году был заложен фундамент великой мечети аль-Азхар – главной мечети столицы фатимидов, как мечеть Амра  в Фостате и мечеть Ибн Тулуна в Аль-Катаи. Мечеть сочетала в себе религиозную и образовательную функцию. Первоначально здесь изучали только исламское право, затем к дисциплинам добавились медицина, астрономия и математика.  Сегодня университет Аль-Азхар является одним из старейших учебных заведений в мире.

В 975 году в Эль-Кахиру прибыл халиф Муизз, чтобы принять власть над завоеванной страной и  вернуть с лихвой все свое огромное личное состояние, потраченное на завоевание Египта.  Он реорганизовал всю систему сбора налогов и ликвидировал должность сборщиков налогов, которые присваивали себе значительную их часть; построил 600 кораблей для увеличения доходов от транспортировки. Он умер спустя два года после переезда в Египет, но и за такой короткий срок своего правления он успел заложить прочный фундамент богатого государства. Сын Аль-Муизза -  Аль-Азиз правил Египтом почти 22 года. Аль-Кахира при нем процветала и богатела. Он начал строительство мечети, которое завершил его сын Хаким (мечеть Аль-Хакима). 

Фото. Мечеть Аль-Азхар

В 996 году аль-Азис умер, и власть перешла к его одиннадцатилетнему сыну Хакиму, который  вошел в  историю Египта под именем «сумасшедший халиф».

Его называли «ящеркой» за внешнее сходство с этим зверьком; он был безобразным и страшным и избегал дневного света, появляясь в городе только ночью верхом на ослике. Он ненавидел едва ли не всех вокруг, особенно сильно христиан и евреев, хотя его мать была христианкой. К тому же, он был великим сумасбродом:  сначала он приказал, чтобы все лавки торговали ночью, но когда люди начали это делать, он стал их наказывать. С помощью своего слуги он убил своего министра - евнуха Баргавана, затем он убил и убийцу Баргавана. Все министерские обязанности Баргавана он передал сыну Гаухара - аль-Хасану, которого тоже убил позже. В 1004 году он приказал перебить всех собак в Аль-Кахире потому, что его раздражал их лай; ввел строгий запрет на производство, продажу и употребление пива, вина, винограда, рыбы без чешуи. Нарушителям безжалостно отрубали головы.  По его приказу вырубались все виноградники, сжигались фрукты, весь мед вылили в Нил. Он запретил женщинам выходить на улицу, изготавливать и продавать женскую обувь - женщинам нечего делать на улице. Он приказал заколотить в деревянные гробы всех своих жен и побросать их в Нил. Если кто-то из купцов был пойман на обмане, его отдавали в руки нубийского раба халифа Масуди, который насиловал провинившихся.  Все это продолжалось целое десятилетие. 

Хаким  считал себя богом, имеющим право даровать смерть и отнимать жизнь. Его «обожествление» произошло с помощью перса Даризи, который впоследствии создал секту друзов, члены которой до сих пор проживают в Ливане и Сирии. Именно Даризи объявил аль-Хакима воплощением Аллаха в 1018 году. Хаким и Дарази проводили вместе ночи, медитируя и практикуя необычные ритуалы на горе эль-Мукаттам. Однажды Хаким отправился в свое еженощное путешествие по городу на своем любимом осле. Всю ночь он пробыл на горе, а затем он исчез. На дне колодца была обнаружена только его окровавленная одежда. Друзы до сих пор верят, что Хаким рано или поздно снова появится в мире. Египтяне ненавидели Хакима. В Миср-Фостате произошло восстание, на подавление которого  были брошены войска. Они без жалости убивали, резали, насиловали. Но и в войсках тоже не было согласия, суданцы и турки с берберами начали борьбу за власть, убивая друг друга. Наверное, это все в совокупности и привело к убийству Хакима.

Фото. Мечеть Аль-Хакима - встроена в крепостную стену города между северными воротами Баб ан-Наср и Баб аль-Футух 

Несмотря на такую жестокость Хакима, у него был вкус к хорошей литературе. В его дворце собирались ученые для изучения шиитской доктрины, здесь также велись жаркие споры и дискуссии. Он покровительствовал художникам и астрономам, для которых была построена обсерватория и Дар аль-Ильм (Дом знаний), где была собрана величайшая библиотека мира того времени.  Хаким завершил строительство великой мечети Аль-Азхар, построил новую мечеть – мечеть аль-Хакима.

После смерти Хакима и его сына Захира, правителем Египта стал его внук - Аль-Мустансире, который правил страной  долгих 58 лет. Любитель праздников, он окружил себя многочисленной свитой, состоящей из воинов-наемников: суданцев, турков, берберов и др. Это, по сути, была частная оккупационная армия – пышная и богатая, которой Мустансире хотел поразить местное население. Вскоре после смерти его первого министра аль-Язури в Каире началось восстание турецких и берберских солдат, которые изгнали из столицы десятки тысяч суданских солдат, а затем турецкие солдаты изгнали и берберских. И те, и другие  занялись разбоем: суданцы в Верхнем Египте, берберы в дельте Нила.  Захватив Каир, турки начали его разграбление. Они сожгли сотни тысяч книг, пустив их кожаные переплеты на сапоги. В результате, в Египте разразился голод, который длился семь лет. «Канибализм стал обычным явлением». Затем в городе вспыхнула эпидемия чумы.  

В 1973 году Мустансир обратился за помощью к некому Бадру аль-Гамали из Акки, имевшему репутацию хорошего администратора в Сирии. Тот согласился при условии, что приведет с собой сирийских солдат. Мустансир дал свое согласие на это, и Бадр аль-Гамали прибыл в аль-Кахиру. Почти все, что сейчас сохранилось в Каире от аль-Кахиры, было построено Бадром и Мунтасиром.

Бадр расширил территорию города: построил новую стену и новые ворота из камня, которые существуют до сих пор: Баб ан-Наср (Ворота победы), Баб аль-Футух (Ворота подкреплений) и Баб аз-Зувейла (Ворота племени Зувейла).  Северные ворота Баб аль-Футух и южные Баб аз-Зувейла соединяла улица Касаба – когда-то это была центральная улица средневекового Каира - на ней возвышались два великолепных дворца: Великий восточный и Малый западный, где кроме многочисленных помещений, находились сады, казармы, конюшни.  Между дворцами существовал подземный переход. Для простого люда Каир был закрыт до начала правления Саладина. Сегодня от этих дворцов не сохранилось и камня, только ворота выглядят так, как сразу после постройки. 

Фото. Ворота Баб аль-Футух (1087) – Ворота завоеваний –через них армия возвращалась обратно в город. 

Фото из интернета. Ворота Баб аль-Наср (1087)- Ворота победы. Отсюда армия отправлялась на завоевания.

Фото из интернета.  Южные ворота Баб аль-Зувейла (1092). Ворота были очень массивными, весом до 4т. Это было оборонительное и церемониальное сооружение. Его венчают минареты, защитных башенок нет, в отличие от северных ворот. Здесь казнили преступников, а их головы выставляли над воротами на пиках в назидание другим. Казни отличались разнообразием: повешение, обезглавливание, сажание на кол и т.д.  Сегодня  у ворот есть два минарета, которые можно посетить. 

Фото. Мазолей Сиди-эль-Зука.  Когда вы заходите в старый город через ворота Баб аль-Футух, слева можно увидеть небольшой мавзолей с зеленым куполом, увенчанный золотым полумесяцем и старую деревянную дверь, которая закрыта ржавым замком. Надпись на арабском гласит: «Мавзолей знающего Бога Сиди аль-Зука». Если спросить у жителей Каира, кто этот человек, никто не сможет дать вам ответ. По преданию, храм установили в том месте, где умер Сиди Хасан Эль-Зук, когда хотел уйти из города из-за ссор, конфликтов и аморальности египтян. К он был человеком достойным, добрым и моральным. Сиди аль-Зук – в переводе с арабского «хороший вкус, сэр». То есть, иносказательно: когда «хороший вкус», захотел покинуть Каир, он не смог этого сделать и остался в нем навсегда. С тех пор все египтяне оплакивали его, понимая, что именно они были причиной его желания уйти.  И в то время, когда между ними возникала ссора или спор, один из них говорил: « Молитесь за этот «вкус», который не вышел из Египта». И конфликт разрешался и это главное достоинство Сиди аль-Зука. В куполе мавзолея есть небольшое отверстие,  откуда источается приятный аромат благовоний. А как же иначе? «хороший вкус» должен хорошо пахнуть.

Ныне существующие памятники эпохи фатимидов, которые можно увидеть во время экскурсии по Каиру: 

мечеть Аль-Азхар (970-972), мечеть Аль-Хакима (990-1013), часть стены, трое ворот Бадра (1092) и улица Муизза, мечеть Акмара(1125), мечеть Аль-Факахани  (1125) и мечеть Аль-Гаюши (1085) на Мукаттаме.

Фото из интернета. Мечеть Аль-Гуюши (на горе Мукаттам) – новый тип постройки, не имеющий внутреннего двора. Первоначально строилась, как скит. И мечеть Аль-Факахани.

Фото. Мечеть Акмара – с самым старинным каменным фасадом в Каире.

Самым большим разочарованием для правоверных мусульман до сих пор остается тот факт, что Каир основал не ортодоксальный мусульманин, а шиит (секта, которую египтяне-сунниты считают еретической). Фатимиды-шииты правили Египтом двести лет, несмотря на сопротивление суннитских халифов и самих египтян. 

В 1169 году Салах ад-Дин (Саладин) захватил аль-Кахиру – правление шиитов закончилось навсегда.

Фото из интернета.  Это план укреплений Каира. Светлый прямоугольник вверху - это стены Гаухара, стены Бадра повторяют этот прямоугольник, темные линии - это стены Саладина. 

А это ссылка на интерактивную карту: https://saletur.ru/galery/tfoto_map/big/786.jpg

Здесь в квадратах 6В, 6С и 7D находятся памятники эпохи фатимидов.


Продолжение следует.