Египтяне. Какие они?

Когда Аллах создавал мир, он каждой вещи дал спутника. "Я пойду в Сирию", - сказал Разум. "Я пойду с тобой", - сказал Мятеж. "Я пойду в пустыню", - сказала Нищета. "Я с тобой", - сказало Здоровье. Изобилие сказало: "Я пойду в Египет". "Я буду сопровождать тебя", - сказала Покорность.

Таки ад-Дин Ахмед аль-Макризи. Книга поучении и назиданий относительно кварталов и памятников. XV век и. э.

Использованы фрагменты из книги Алексея Васильева "Египет и Египтяне"

Когда сталкиваешься с египтянином, создается такое впечатление, что они действуют, руководствуясь только своими интересами и эмоциями, что их абсолютно не интересует, что чувствует и думает другой человек. Даже хаос уличного движения, где каждый движется так, будто один на дороге, игнорируя каждого и правила дорожного движения, говорит о том, что египтянин делает только так, как хорошо только ему. А пресловутая необязательность, непунктуальность и недисциплинированность – это ли не говорит о наплевательском отношении к окружающим.

Но это поверхностный взгляд. Это видимая сторона. То, что явно проявлено. Чтобы понять, кто же такой египтянин на самом деле, нужно заглянуть поглубже, чтобы понять то, что скрыто от нас.

Попробуем разобраться и понять: египтяне, они какие? Здесь мы будем открывать для себя мужчину-египтянина. О женщинах поговорим в следующей теме.

Первое. И основное.

Исторически сложилось так, что каждый египтянин знает, что его жизнь, безопасность и благополучие зависит от его сородичей. По типу - вместе мы сила.

Давление шариата, сила общественного мнения, бюрократизм в чиновничьей среде – все это исключает индивидуализм. Даже в высших слоях общества Египта индивидуализм не возможен. Там тоже действуют, руководствуясь своей клановой принадлежностью. Кумовство – так сказали бы у нас. Это абсолютная истина для египтянина: подчинение обычаям, нормам поведения и этике той группы людей, к которой он принадлежит.

Отсюда вытекает то, что египтянин силен и реализован, если сильна та группа, к которой он принадлежит.

И очень часто у иностранцев вызывает изумление, когда он сталкивается с тем, что египтянин отклоняет очень выгодное для него предложение. Нужно понимать, что это не нелогичность или глупость, а то, что в этом предложении, возможно, не учитываются групповые интересы.

Еще одна причина приспособления египтянина к клану, общине – это скученность населения вдоль берегов Нила. В Египте тесно и раньше, и сейчас и будет еще теснее. От людей никуда не уйти. Здесь нет гор, лесов или неосвоенных земель, куда можно было бы убежать или где можно было бы скрыться.Только обратно в пустыню. Но пустыня не кормит.Из поколения в поколение египтянин живет в человеческой массе, он ее часть. А с соседями нужно уживаться. От них не избавишься – они всегда рядом.

Даже переезд в город или другую страну ничего не изменяет в сознании египтянина. Он продолжает сохранять связь со своими кланами и очень редко расстаются со своими убеждениями (бывают редкие исключения). Связь со своей религиозной и кровнородственной общиной воздействует на его поведение и образ жизни. Нравы и обычаи, выработанные в деревне, долго (если не всегда) сохраняются в городе.

Египтянин никогда не сделает того, что противоречит интересам его группы. Это неоспоримый факт.

Второе. Все то, что характеризует египтянина.

-египтяне и в прошлом и сейчас проявляют достаточно веротерпимости. Египтянин во всем полагается на судьбу, на Аллаха. Человеческие усилия, каковы бы они ни были, ничего не изменят. Поэтому лучше терпеть и покоряться. "Терпение - добро", "Терпение - достоинство", "Терпение - прекрасно" - это самые распространенные в Египте пословицы. Единственной отрадой египтянина становится надежда на справедливость и довольство в потустороннем мире. Религия в этом случае играет одну из своих основных функций. Другая отрада египтянина-появление детей. Поэтому терпи, египтянин, тогда ты выживешь. В терпении легче сохранить достоинство. Все к лучшему в этом лучшем из земных миров. Ничего нельзя изменить. Удел египтянина - работать, уповать на Аллаха и терпеть.

-египтянин боится одиночества и изоляции инстинктивно и сознательно потому, что в группе он приобретает уверенность в себе и чувство надежности и безопасности, тогда как в одиночестве он не имеет общественного веса и престижа. Даже (а может, особенно?) знаменитые египтяне обязательно имеют круг друзей, единомышленников, покровителей.

-египтянин не свободен в выборе поведения. Он всегда соизмеряет свои слова и поступки с реакцией на них других. "А что скажут люди?" - эта мысль всегда присутствует, когда человек оценивает поступки. Если египтянин делает что-либо, от чего непосредственно не зависит его благополучие, для него часто важнее не выполнение самой работы, а мнение других, что работа выполнена. Египтянин всегда выбирает ложь во спасение. Судьба -"кадар", потусторонняя сила, воля Аллаха. При задаче "сохранения лица" критерий правды и лжи становится второстепенным. Правда предпочтительнее. Она - идеал. Правдивый человек вызывает уважение. Но правда и потеря лица несовместимы.

-египтянин никогда не признает, особенно публично, свою ошибку или проступок, боясь потерять лицо и веря в то, что все предопределено. Самокритика невозможна, точнее, она - исключение из правил. Или египтянин прав, или виноват кто-то другой.

-египтянин не любит нести личную ответственность, потому что видит в ней трудности и опасности, которые угрожают ему и его семье. Он не хочет иметь свое собственное, отдельное мнение. Египтянин -это тип человека, который не говорит, не видит, не слушает.

-египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается, на его место в социальной иерархии. Общаться на равных с низшими означает потерять их уважение и пригласить их сесть себе на шею.

-египтянин при планировании или обещании сделать что-либо обязательно добавляет самое распространенное в арабских странах выражение, которое знает практически любой человек, побывавший там: "Иншалла" - "Если пожелает Аллах". Вам обещают прийти через час, если Аллах пожелает. Вам обещают что-то починить, приехать на автомашине, заказать билет или встретиться, не забывая добавить "Иншалла".

-египтянин лишен духа предприимчивости и инициативы. Из опыта предков он усвоил, что инициатива всегда наказуема или, по меньшей мере, бесполезна. Спокойствие лучше всего сохранить в подчинении или хотя бы видимости подчинения, а инициативу возложить на других. Когда нет кого-то, кто готов принять на себя это решение, египтянин предпочитает бездействовать. Принять на себя решение - значит принять на себя ответственность, а именно такой ситуации египтянин избегает. Это утверждение не относится к египтянам-коптам (христианам). Они могут быть ответственными и могут принимать решения. Все самые богатые и успешные люди в Египте копты (не считая армии и чиновников). Все самые успешные проекты принадлежат коптам.

-египтяне очень эмоциональны. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, которая не знает границ. Их легко может спровоцировать малейший выпад. В уличной перебранке, когда страсти накаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходит редко. Египтяне чувствуют границу и отходчивы. Вспыхнувшая ссора может быстро затухнуть.

-египтяне не считают труд предначертанной свыше целью существования человека. Труд всегда был тяжкой повинностью, а трудящийся - униженным, угнетенным членом общества или, точнее, человеком вне общества. Не удивительно, что египтянина плоды труда - досуг и отдых - важнее самого труда. Высший идеал обычного египтянина - райское блаженство, предусматривающее все доступные воображению наслаждения при полной праздности.

-египтяне щедры и жадны одновременно. Э. У. Лэйна, писал: " Совмещение двух столь противоположных качеств в одном характере удивительно, но так уж устроен этот народ". Его замечание в большой степени справедливо и для наших дней.

-египтяне очень жизнерадостны. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувства юмора, как у египтян. "В шутке - лекарство", - говорит египетская пословица. Шутка, острое словцо, злая сатира – все это "нукта" - иногда оборона, иногда - нападение. Она помогает египтянину сохранить жизнерадостность в обстоятельствах, толкающих к унынию и упадку настроения, преодолеть тоску и горе, восстановить хотя бы на миг униженное человеческое достоинство, показать хотя бы фигу в кармане. Оскорбленный человек через "нукта" выпустит пар гнева и восстановит душевное равновесие, не предприняв никаких действий.

-египтяне всегда избегают крайностей. Они мастера компромисса, золотой середины. Они научились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов. Доверяют только своим родственникам или близким. Чужак вообще подозрителен, а власть имущий - всегда чужак. Умение говорить то, что от тебя хотят услышать, - искусство, которым египтяне владеют в совершенстве, которое сбивает с толку многих иностранцев. В обоих случаях египтянин был искренен и честен... перед самим собой. Он просто хотел сделать приятное собеседнику, расположить его к себе, заручиться дружбой... на всякий случай, а слова - они и есть слова. Опять же говорить, а не действовать - самое безопасное. "Лающая собака не кусает". В Египте удивительно легко устанавливаются поверхностные контакты и псевдодружеские отношения даже в период официальной враждебности между странами. Их облегчает обычная египетская вежливость и гостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность - дело трудное. Если иностранцу удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он может чувствовать себя королем.

-египтяне относятся к самим себе как к лучшим людям на земле, и конечно же, к лучшим из арабов, как к людям, обладающим всеми человеческими достоинствами. Свою родину считают Матерью мира, мировой цивилизации. "Египтян отличают умеренность, неприхотливость, спокойствие души, устойчивость. Отсюда вытекают терпение, выносливость и добродушие, - писал Абдель Азиз Рифаи. - Все это дает человеку силы преодолевать трудности".

-египтяне обновляются, не отказываясь при этом от старого и сохраняя традиции. Отношение египтян к новому отличается осторожностью и подозрительностью. Египтянин постоянно терпит поражение, как только он пытается осуществлять свои основные цели, но в результате произвола властей исчезает инициатива и желание достичь чего-либо… Это заставляет египтянина "постоянно чувствовать свою неспособность осуществить хоть что-то". Отсюда появляется убежденность в том, что именно подчинение и терпение обеспечивает безопасность и благополучие... Инертность возникла в результате бегства от действительности, в результате бессилия перед лицом действительности. Отсюда - двойственность личности, чрезмерное погружение в веру, упование на другого, идеализм. "Двойственность личности означает, что человек чувствует одно, а поступает по-другому".