Загадки Египта. Забытые царицы Египта.

Если речь заходит о египетских царицах, то на ум в первую очередь  приходят  имена Нефертити и Клеопатра – их знает весь мир, благодаря приписываемой им красоте и личностной тайне. Но обе эти царицы никогда не были полновластными правительницами Египта. Клеопатра боролась за власть, даже некоторое время управляла Египтом, но она никогда, как и Нефертити, не имела полномочий и титулов фараона.

И все же за двухтысячный период в истории египетской цивилизации было несколько женщин – полноправных Священных правительниц  Древнего Египта. Здесь мы узнаем о шести царицах-правительницах древнего Египта: Мернейт, Нейтикерт, Нефрусебек, Хатшепсут, Анхесенпаатон и  Таусерт.

Какие цели ставили перед собой женщины, восходя на египетский трон? Какие средства использовали для их достижения? Как вели государственные дела? Как обстояли у Священных правительниц Египта дела сердечные и брачные, имели ли они право любить и быть любимыми. Или им разрешалось руководствоваться лишь династическими интересами и политической целесообразностью? К сожалению, властвование всех Священных правительниц Египта, начиная с Нейтикерт и заканчивая Клеопатрой почти всегда трагически заканчивалось для самой царицы или несло драматические события для страны. Почти каждая женщина правительница была последней в своей династии. Исключение составляет лишь царица Хатшепсут. Правление цариц  всегда было окутано ореолом тайн и загадок, которые так до конца и не разгаданы потомками.

На первом фото: Царица Мернейт. На втором фото: Царица Нефрусебек

Царица Мернейт. 

Это первая из известных женщин-правительниц Древнего Египта. Она была женой третьего фараона первой династии и матерью четвертого фараона династии - Дена. Имя этого фараона написано в Абидосском списке под именем Сепати. Именно Ден, а не Менес, носил двойную корону и титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта. Его мать, царица  Мернейт занимала пост регента-правителя при малолетнем наследнике престола. 

Жизнь Мернейт представляет для нас сплошную загадку, так как о ней абсолютно ничего не известно, кроме того, что она действительно существовала. Пышная гробница царицы находится рядом с гробницей фараона Дена на царском кладбище в Умм эль-Кабе около Абидоса. Вместе с ней захоронено около 20 человек, о которых неизвестно, умерли ли они естественной смертью или пожелали быть похороненными рядом с ней.

Царица Нейтикерт.  

Седьмая правительница  VI династии Древнего царства, вторая женщина-правитель Древнего Египта, которая приняла титул фараона, вторая женщина регент в мировой истории. Нейтикерт получила корону после трагической гибели  Меренра ІІ, своего брата (по версии Герадота).  Юный фараон был убит заговорщиками из числа знати, которые намеревались править Египтом за спиной слабой царицы. 

С именем этой царица связано много загадок и разночтений. Геродот в своей «Истории» описывает Нейтикерт, как последнего фараона VI династии по имени Нитокрис, которая мстила за брата, погубив много египтян«Царица велела построить обширный подземный покой. Затем под предлогом его торжественного открытия, а на самом деле с совершенно другой целью, она пригласила на торжество главных виновников (кого она знала) убиения брата. Пока гости пировали, Нитокрис велела выпустить в покой воды Великой реки через большой потайной канал… Вот все, что рассказывали жрецы об этой царице. Впрочем, как говорят еще, она сама после такого деяния, чтобы избежать возмездия, бросилась в какой-то покой, полный пепла…»  Свершив свою месть, царица Нейтикерт покончила жизнь самоубийством.

 По некоторым источником Меренра ІІ не брат, а сын царицы. Это выглядит более правдоподобно: мать отомстила за убийство своего сына и сама покончила жизнь самоубийством. Современные исследователи полагают, что реальная Нейтикерт была одной из наследников древнеегипетского трона в период смуты, наступивший после 94-летнего правления фараона Пиопи II. Она, как и ее предшественник Меренра II, не смогла удержать ситуацию в своих руках и, возможно, была свергнута.

Со смертью Нейтикерт в Египте начался хаос: ближайшие родственники покойного фараона – жреческая, административная и военная верхушка – боролись за власть, используя известный принцип «все средства хороши». Из-за этого период Древнего царства ушел в небытие, оставив нам множество неразрешенных тайн и величественных памятников, и начался тяжелый для страны так называемый Первый переходный период, длившийся полтора века, за которые сменились целых три династии и четырнадцать фараонов.

На фото: Царица Нейтикерт

Царица Нефрусебек.

«Прекраснейшая для Себека» (бога-крокодила), - женщина-фараон, единолично правившая Египтом в конце XII династии Среднего царства на протяжении 3 лет 10 месяцев и 24 дней. Тот факт, что она была внесена в Туринский папирус, сам по себе интересен, поскольку показывает, что она не рассматривалась в качестве простого регента или узурпатора. Доподлинно  известно, что Нефрусебек как женщина-правитель имела полный номинальный титул фараона, хотя там  отображалось типичное окончание для слов женского рода. Таким образом, традиционный мужской титул комбинировался с реальностью, в которой Нефрусебек была женщиной. Она была последней правительницей – представительницей своего великого рода, династии, оставившей значительный след в истории Древнего Египта. 

Взошла на престол Нефрусебек как регент, формально выйдя замуж за наследника. Но Аменемхет IV умер до совершеннолетия -  очевидно, пал жертвой дворцового переворота и ему наследовала его царственная сестра и супруга. По одной из версий, Нефрусебек вышла замуж вторично за одного из номархов. Но это стало для нее роковым:  ее муж не хотел довольствоваться малым (титулом Соправителя), он возжелал сам стать фараоном. Хотя Нефрусебек опротестовала право на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть, однако и это не спасло ее – царица была убита на охоте наемником своего мужа. По другой версии, Нефрусебек так и не вступила в брак после смерти Аменемхета IV, умерла бездетной и тоже в результате какого-то заговора. Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной. К тому же, с концом правления Нефрусебек связывают восстание несвободных египтян, которое и привело к концу XII династии и Среднего царства.

Если ее далекая предшественница Нейтикерт  завершила  период Древнего царства, то Нефрусебек – столь же успешно эпоху Среднего царства.

Величайшая Царица-Царица Хатшепсут.

  Это имя знакомое всем любителям Египта или тому, кто хорошо знает историю Древнего Египта. Это самая величайшая  женщина-правительница в истории величайшей цивилизации. Она взошла на трон, как фараон-мужчина - уникальное событие для Древнего мира. Ни одна из Священных правительниц Египта  не добивалась такой абсолютной власти, как Хатшепсут. Даже не все фараоны-мужчины смогли достичь такого процветания и возвышения Египта, как при правлении ХатшепсутЭта египетская царица эпохи XVIII династии Нового царства оказалась исключением из довольно печального списка фатальных женских царствований. Она в течение 20 лет правила Древним Египтом. 

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и единственной пережившей детский возраст наследницей династии, что и заставило Тутмоса I приблизительно в середине своего царствования назначить Хатшепсут своей преемницей. Тутмос II и Хатшепсут, сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие правители Древнего Египта. Брак оказался вполне удачным, но недолгим. В 1525 году до н. э. Тутмос II умер, оставив двух дочерей от Хатшепсут и восьмилетнего сына-наследника Тутмоса (внебрачного сына от наложницы Исиды), который сразу же после погребения отца и траура, вопреки традиции, требующей достижения наследником двенадцатилетнего возраста, был наречен фараоном Тутмосом III.  Хатшепсут становиться правительницей-регентом. 

Соперничество между Хатшепсут и Тутмосом III превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия, состоявшая из одних наемников, за Хатшепсут – аристократия и жрецы. А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее – власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже, в конце концов, отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала фараоном.

Как же она достигла этого?

Примерно через год своего регентства Хатшепсут была избрана жрецом Амона. Онабыла очень умна и хорошо осознавала, отчего положение на троне двух предшествующих Священных правительниц было столь шатким. После смерти фараона и в случае отсутствия наследника право вдовы владыки Египта на власть не оспаривалось. Но Священная правительница неизбежно оказывалась зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближайших родственников покойного фараона – его родных и двоюродных братьев, назначенных верховными жрецами и военачальниками. Каждый из них хотел власти, а путь к ней лежал через женитьбу на правительнице. Если она отказывает всем, враждующие представители царской семьи объединяются, все – против одной. Если правительница соглашается и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, становясь при этом и для собственного мужа помехой на пути к абсолютной власти.

Но  Хатшепсут делает неожиданные, но последовательные шаги для получения абсолютной власти. 

Во-первых, примерно через год своего регентства ее избирают жрецом Амона. Затем Царица организовывает пышную церемонию, на которой она получает  титул Жены Бога,  тем самым, заручившись поддержкой жречества. А затем она делает следующий шаг и при поддержке жречества, объявляет себя дочерью бога Амона-Ра.

Царица постаралась закрепить свои права на трон, приказав описать в своем заупокойном храме ритуал теогамии (брака между женой правящего царя и Амоном-Ра в образе ее мужа, в результате которого рождается будущий царь, в данном случае Хатшепсут). «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», – произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмос – так записано на стеле храма Амона в Дейр-эль-Бахри. Древнеегипетскую традицию это не нарушает, хотя ранее такой мифопоэтический образ использовался лишь в отношении наследников мужского пола, но и «тихий переворот» четвертого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она – правительница-регент, Жена Бога и Дочь Солнца.

И вот наступает момент кульминации, момент, которого никто не ожидал, за исключением части высшего жречества, поддерживавшего Хатшепсут. Двенадцатилетнего Тутмоса III готовятся лишить титула фараона, переведя в статус наследника и Юного правителя, а Хатшепсут должна быть объявлена Священной правительницей, к тому же имеющей титулы Жены Бога и Дочери Амона-Ра. Но мудрая царица понимает, что и со статусом Священной правительницы, несмотря на ее титулы, она останется всего лишь женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати.  И Хатшепсут разыгрывает свою козырную карту, делая то, чего никто не ожидал. Дело в том, что еще при Тутмосе I ей было дано мужское тронное имя Мааткара, переводящееся как Истина (Маат) – двойник (Ка) бога Солнца Ра. Ключевое слово здесь Маат – древнее египетское выражение порядка и правосудия, которое было установлено богами. Поддержание и увековечивание Маат, как гарантии процветания и стабильности страны, требовали законного фараона, который мог взаимодействовать (как это могли только фараоны) непосредственно с богами. Называя себя Мааткара, Хатшепсут, вероятно, заверяла своих людей, что они имели более чем законного правителя на троне.

Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, царица объявила себя не Священной правительницей с высочайшими сакральными титулами, она отказалась от них и стала называть себя «фараоном Мааткара». Изумленным жрецам ничего не оставалось, как увенчать голову Хатшепсут не короной Священной правительницы и пекторалью Жены Бога, а двойной короной фараона Египта. Хатшепсут впоследствии, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут – женщина. Фараоны в Древнем Египте считались воплощением бога-мужчины Гора, сына Ра, приравнивались к богам. И слова «фараон», «царь» в Древнем Египте имели только мужской род. Естественно, на изображениях фараон должен был выглядеть, как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одеяниях фараона, то есть в мужской одежде.

Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредоточилась в руках одной женщины. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмоса II не могут претендовать на ее руку и статус Соправителя. Таким образом, женщина-фараон обезоружила всех своих врагов. Тутмос III так остался единственным полноправным наследником и в свое время взошел-таки на трон Египта «полноценным» фараоном. Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут произошла легитимная смена власти, царица, так или иначе, позаботилась не только о себе, но и о стране. У Тутмоса III не будет многочисленных соперников-претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом.

ВЕЛИКАЯ  женщина!

Царица Анхесенпаатон. 

Третья дочь Эхнатона и Нефертити. Ее судьба сложилась намного трагичнее судьбы других, более ранних цариц.  Она была супругой юного Тутанхамона. После шести лет царствования, Тутанхамон умирает при загадочных обстоятельствах и Анхесенпаатон восходит на трон. За полтора года своего полновластного правления, она показала себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но все равно не смогла переиграть своего опытнейшего царедворца Эйе, который, скорее всего и убил Тутанхамона.

После смерти Своего супруга, Анхесенпаамон решается на невероятный для египетской царицы шаг. Пытаясь заручиться военной и политической поддержкой, она пишет письмо царю хеттов: «Мой муж умер. Слышала я, что у тебя есть взрослые сыновья. Пришли мне одного из них. Я выйду за него замуж, и он станет владыкой Египта». Царь Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал к ней сына. Но наемники Эйе убили хеттского царевича по дороге к своей супруге, что стало причиной египетско-хеттской войны. Узнав о смерти сына, хеттский царь выступил на Египет войной, в результате чего верховный военачальник Хоремхеб, верно служивший еще Эхнатону, покинул столицу, а значит – охраняемую им Священную правительницу. И ей пришлось выйти замуж за верховного жреца Амона Эйе, занимавшего в это время важнейшие государственные посты. Вероятно, по приказу Эйе она и была убита, пока Хоремхеб сокрушал хеттов на севере и нубийцев на юге. Когда Хоремхеб вернулся с победой, правительница была уже погребена, а Эйе, успевший объявить себя ее супругом, стал фараоном. Случилось то, к чему жрецы стремились уже много лет: фараоном стал один из них.

Последнее упоминание о ней, очень трогательное, было обнаружено в 1922 году при раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: змея и коршун – символы царской власти на лбу одного из золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком из полевых васильков. Положить его могла только несчастная жена фараона, овдовевшая в неполные двадцать лет. Видно, она любила своего мужа и осталась после его смерти совсем одна во враждебном окружении жрецов, уничтоживших весь тот мир, в котором она выросла.

На первом фото: Царица Анхесенпаамон. На втором фото: Царица Таусерт 

Царица Таусерт.

 XIX династию на троне снова завершила женщина, дочь фараона Мернептаха и царицы Тахат и жена фараона Сети II. Он хоть и имел несколько жен, Таусерт была старшей из них и соправительницей фараона.   После смерти мужа Таусерт становится регентом при наследнике –малолетнем сыне ее мужа от другой жены - Рамсесе-Сиптахе Сети.  Шесть лет она регентствовала она совместно  с первым министром Ирсу. Когда слабый и болезненный Сиптах умер, Таусет официально приняла трон т титул фараона.

Независимое правление Таусерт продлилось немногим более одного года и закончилось во время гражданской войны, информация о которой была обнаружена на стеле ее преемника Сетнахте, основателя ХХ династии. Очевидно сириец Ирсу пытался захватить египетский трон, воспользовавшись народными волнениями, но эта попытка провалилась. 

Нет никаких свидетельств о том, была ли Таусерт свергнута Сетнахте или умерла мирно. Если смерть ее была естественной, то очевидно, что в последующей борьбе за трон Сетнахте вышел победителем. По крайней мере не найдено ни одного свидетельства того, что Таусет передала ему трон фараона. 

По материалам книги М.П. Згурской «Древний Египет»