Загадки Египта. Гиксосы.

Один из самых загадочных и противоречивых периодов в истории Египта – это так называемый

«темный период его истории» - время правления гиксосов.

Как такую могучую державу, как Древний Египет, смогли завоевать кочевники? Откуда они пришли? Кто они были? На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа. Есть различные версии, каждая из которых отрицает другую.

Хотя они правили Египтом более ста лет (около 1750-1565 г. до н. э), этот период завоевания Египта гиксосами египетские летописцы обходят молчанием. Может быть, гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все об их правлении? Исторические египетские хроники обрываются на 1730 г. до .н. э. и появляются только после 1580 г. до н. э. В письменных источниках того времени отсутствует даже само названия этого народа. Название гиксосы (цари-пастухи) появилось значительно позже благодаря древнеегипетскому историку Манефону в конце четвертого века до н.э.

И, что интересно, народ с названием гиксосы не упоминается и в каноническом тексте Библии.

И возникает вопрос, откуда историческая наука взяла сведения о воинственных гискосах? Из каких источников? Почему их связывают с евреями в Египте? Не скрывается ли под именем гискосов какой-нибудь совершенно другой народ?

Скудные свидетельства об их владычестве содержаться в трудах древнеегипетского историка Манефона. Он писал во второй книге «Египетской истории» о том, что Египет был завоеван каким-то восточным народом, завладел легко, без боя… С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, обращая в рабство других. Они основали новую династию, избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. В Сетронском номе, на востоке от Бубастийского рукава Нила, Салитис построил весьма удобно расположенный город, который стал столицей, и назвал его Аварис (Хут-Уарт). Он хорошо укрепил город весьма сильными стенами и поместили в нем гарнизон, состоявший из двухсот сорока тысяч тяжело вооруженных воинов.

"Он умер, процарствовав девятнадцать лет… Весь их народ назывался гиксос, что значит „цари-пастухи“. Ибо „гик“ означает на священном языке „царя“, а „сос“ в народной речи – „пастух“ или „пастухи“.»

После изгнания их из Египта фараоном Яхмусом І, гиксосы осели в городе Шарухен –около современного города Газа и перестали быть угрозой для Египта.

Нужно отметить (и это еще одна загадка), что этот народ обладал уникальными для Древнего мира военными знаниями. И они внесли серьезный вклад в развитие военного дела. Колесницы, запряженные лошадьми, железное оружие, составные луки – этого прежде не видели в Египте. Атакующая пехота перед колесницами для египетской армии тоже была внове. Когда египтяне научились пользоваться колесницами, они разбили гискосов. Правда, на это ушло более ста лет. После изгнания гиксосов египтяне взяли на вооружение все их разработки. В Египте появилось новое военное оснащение: более сложный загнутый назад лук, разные виды мечей и кинжалов, новый тип щита, кольчуга, металлический шлем. Самое же важное новшество – двухколесная военная колесница, запряженная лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий.

Новейшие археологические открытия опровергают утверждение, что период правления гиксосов – это время разрушений, опустошения и бедствий. И доказательством того, что гиксосы не были разрушителями является тот факт, что храмы, построенные до завоевания ими Египта, сохранились до наших дней. Зато египетские фараоны разрушили много архитектурных сооружений, чтобы уничтожить все свидетельства правления гиксосов ( что-то подобное произошло и с Эхнатоном).

Правление гиксосов очень часто соотносят с библейским Исходом евреев из Египта.

Но… народ с названием гиксосы не упоминается в каноническом тексте Библии.

А в исторических египетских хрониках нет никакого упоминания о библейских событиях и об Иосифе. Обычно они обстоятельны и полны подробностей. Это кажется подозрительным и поэтому вызывает сомнения в реальности фигуры Иосифа. Возможно, данные об этом тоже были уничтожены вместе с историей гиксосов, так как события развивались именно в этот период?

В Библии египетско-израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа, потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея и Исходом. Этот разрыв охватывает приблизительно 400 лет. Почему же библейский текст допускает такой скачок в изложении истории израильтян?

Среди ученых и исследователей Библии, нет согласия и по возможной дате, обстоятельствах и достоверности пребывания и Исхода евреев из Египта под предводительством Моисея. На сегодняшний день не удалось обнаружить сведений, которые бы позволили соотнести это событие к определенному периоду истории. Возможная дата Исхода находится в диапазоне примерно между 2100 и 1050 годами до н.э.

Существует ряд теорий, соединяющих воедино гиксосское правление и библейских евреев в Египте. Вот одна из них.

Евреи и были пришлыми гиксосами, которых Яхмус изгнал из страны. Французский египтолог Пьер Монте пишет в своей книге «Египет и Библия»: Иосиф, будучи наместником фараона, обещает отцу, что поселит его в земле Гесем (Гошем)…поблизости от себя. Отсюда… напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем. Ею ни в коей мере не могли быть Мемфис, Фивы или Фаюм… все указывало на Аварис, столицу гиксосов».

Значит, если Иосиф правил, как наместник в Аварисе, то несомненно история его жизни попадает в эпоху властвования гиксосов. Но это не означает, что исход евреев был в этот же период. Может быть и позже. Если был вообще.

Был ли Исход? Академическая наука не датирует Исход. Ей неизвестны достоверные археологические свидетельства пребывания древних евреев в Египте и их Исхода оттуда. Египетские источники хранят по этому поводу молчание, так же, как и о периоде правления гиксосами. Исход зафиксирован только в Торе, где он определен к временам фараона, «который не знал Иосифа». Но об Иосифе не написано ни в одной хронике фараонов- никаких упоминаний. Несмотря на это, ученые однозначно пришли к выводу, что евреи были в Египте. Но вот по поводу времени их пребывания до сих пор нет общего мнения…

Гиксосы и период их правления в Египте по-прежнему остаются загадкой не только египетской, но и мировой истории….

По материалам книги М.П. Згурской «Древний Египет»