История любви Осириса и Исиды

Плутарх – знаменитый древнегреческий мыслитель, живший в І-ІІ веке н.э.

«Об Исиде и Осирисе» из сборника "Моралии"

Ниже приводится небольшие выдержки и пересказы из рассказа, благодаря которым мы познакомимся с историей любви двух самых великих божеств Древнего Египта – Исиды и Осириса.

Рождение богов.

Когда бог солнца Ра узнал, что Нут (богиня неба, матерь звезд) и Геб (бог земли) тайно сочетались, он проклял ее и предрек, что она не родит ни в какой день, ни в какой месяц и нив какой год.

Но Тот (бог мудрости и знаний) был тайно влюблен в Нут и захотел ей помочь, и сошелся с ней. Играя с луной в шашки, отыграл семнадцатую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам шестидесяти (установленное время года); до сих пор эти дни, заканчивающие год, египтяне называют их «вставленными» и «днями рождения богов».

В первый день родился Осирис, и в момент его рождения некий жрец, черпавший воду в Фивах, провозгласил: владыка всего сущего является на свет.

Во второй священный день родился великий Гор (бог неба и солнца).

На третий день появился Сет (бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны), но не вовремя и не совсем обычно - он выскочил из бока матери, пробив его ударом. День его рождения, третий предновогодний, считался не счастливым днем, в который не делали никаких важных дел до ночи.

На четвертый день во влаге родилась Исида.

На пятый - Небетхет (богиня рождения и смерти).

Матерью всех была, конечно, Нут. А вот с отцами не все так однозначно.

Миф гласит:

Отцом первых ее двух сыновей Осириса и старшего Гора был сам бог солнца Ра. Исида была дочерью Тота. Сет и Небетхет были рождены от Геба.

Еще рассказывают, что Небетхет стала женой Сета, а Исида и Осирис любили друг друга и «соединились во мраке чрева еще до рождения». Некоторые говорят, что этого брака и родился великий Гор (а не от бога Ра).

Осирис, Исида и Гор

Осирис

Воцарившись, Осирис сразу положил конец варварству египтян. Он создал новую цивилизацию, научил их земледелию и почитанию богов. А затем отправился странствовать, подчиняя себе всю землю и пользуясь при этом не оружием, а словом, музыкой и пением.

Миф гласит, что жена Сета – Небетхет, приняв облик Исиды, сошлась с Осирисом и зачала от него сына. Когда Исида узнала, что любимый по ошибке соединился с ее сестрой Небетхет, как с ней самой, то стала искать их ребенка - Небетхет, родив, сразу бросила дитя из страха перед Сетом. Нашла она его с большим трудом с помощью собак, вырастила его и назвала его Анубис (бог погребальных ритуалов и мумификаций). Он стал ее верным защитником, ее другом и помощником.

Сет, Небетхет и Анубис

Месть Сета.

Успехи Осириса и измена его жены вызвали сильную ревность у Сета. И он жаждал мести.

И вот, 13 ноября, в двадцать восьмой год царствования Осириса (по другим версиям в двадцать восьмой год рождения), ему представилась такая возможность.

С помощью семидесяти двух помощников, он тайно снял мерки с тела Осириса и соорудил по этим меркам саркофаг, очень красивый и роскошно украшенный. Он принес саркофаг на пир, и как бы в шутку предложил принести его в дар тому, кому он будет по размеру. Многие гости по очереди ложились в этот саркофаг, но никому он не пришелся впору. Когда в него лег Осирис, заговорщики быстро захлопнули крышку, заколотили ее гвоздями, залили горячим свинцом и пустили в море у Таниса, через устье. Египтяне очень долго опасались этого места, называя его ненавистным и мерзким.

Кстати, слово «паника» появилось именно тогда, так как распространителями этой информации были паны и сатиры. Поэтому до сих пор «неожиданное смятение и страх толпы» называется паникой.

Скорбь и преданность Исиды.

Узнав о коварном убийстве мужа, Исида отрезала одну из прядей волос, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски Осириса.

Она нашла саркофаг у берегов сирийского Библа в зарослях вереска. Вереск в очень малое время вырос в огромное дерево и укрыл саркофаг в себе. Когда Исида освободила саркофаг, она упала на него и возопила. Затем, поместив гроб на судно, отплыла.

«И вот в первом же пустынном месте, оставшись наедине с собой, она открыла саркофаг и, припав лицом к лицу, стала целовать и плакать.

И рассказывают, что потом, когда Исида ушла в Бут к сыну Гору, который там воспитывался, и поместила гроб вдали от дороги».

Но во время охоты Сет наткнулся на саркофаг, узнал Осириса, рассвирепел, разорвал тело на четырнадцать частей и разбросал их по Египту (по дельте Нила).

Узнав об этом, Исида снова отправилась на поиски. Находя одну из частей тела любимого, сразу хоронила ее на месте находки. Поэтому в Египте так много гробниц Осириса.

« Из всех частей тела Осириса Исида не нашла только фаллос, ибо он тотчас упал в реку и им кормились лепидоты (нильский барбус), фагры и осетры, которыми гнушаются больше, чем всякой другой рыбой».

По другой версии, Исида установила статуи Осириса во многих местах для того, чтобы помешать Сету, найти истинную гробницу в случае победы над Гором. А по утверждению Эвдокса тело Осириса покоится в городе Джеду. И что там Исида с помощью Анубиса собрала воедино разрубленное тело мужа и Анубис сделал первую бальзамированную мумию.

Сет и Гор

Гор сразился с Сетом и победил его. Восемьдесят лет длилась эта битва. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора его глаз, а Гор кастрировал Сета. «Исида же, получив скованного Сета, не казнила его, а развязала и отпустила». Любовь к брату делала ее милосердной. Но Гор очень рассердился, он в ярости сорвал царский венец с головы Исиды и обезглавил ее.

Но ее отец Тот, сразу же приделал ей коровью голову.

«Затем Сет предъявил Гору обвинение в незаконнорожденности, но при защите Тота Гор был признан богами законным сыном, а Сет потерпел поражение еще в двух битвах» В честь этого Гор основал город Эдфу.

Сет, который из зависти и ревности, совершив много ужасных дел, наполнив злом землю и море, все-таки понес наказание.

Победив Сета, гор воскрешает отца, но Осирис больше не возвращается на землю и остается править царством мертвых.

Осирис и Исида

«Осирис соединился с Исидой после смерти, и она произвела на свет, Гора младшего (бог зимнего солнца), родившегося преждевременно и имевшего слабые ноги.

«Осирис и Исида превратились в богов из Добрых демонов, а силу Сета, сломленную и ослабленную, но еще бунтующую в агонии, до сих пор унимают и усмиряют всевозможными жертвами».