Мумификация в Древнем Египте.

В чем же истинный смысл мумификации тела умершего человека в Древнем Египте?

Египетский климат позволяет сохранить тело умершего человека. Если закопать его в пересохшей почве на Западном берегу Нила, оно сохранится там лучше, чем мумифицированное. Поэтому очевидно, что целью мумификации была не только сохранность тела умершего.

Согласно традиционному учению первую мумию сделал сам Анубис, бог жизни и смерти. Он мумифицировал тело Осириса, разрубленного на части Сетом. А помогала ему в этом Исида, жена-сестра Осириса. Они собрали тело по кусочкам и мумифицировали его. Не были найдены только его половые органы (это объясняет тот факт, что некоторые найденные мумии тоже были их лишены).

Сам процесс мумификации выглядел примерно так.

Сразу после смерти тело переносили в специальное помещение (ибу), где над телом умершего человека совершались специальные обряды, призванные помочь его душе, и во время которых ее «помещали» в статуэтку или кувшин.

В течение семидесяти дней его тело подвергалось очень длительному и очень сложному процессу обработки. Его тщательно обмывали и обрабатывали изнутри и снаружи антисептиками, которые вводили в тело через все отверстия, кроме рта, глаз и ушей. Из носа извлекали мягкие ткани, а затем особым крючком постепенно вынимали мозг. Через надрез в левой стороне живота вынимали внутренности, в том числе легкие и сердце. Все это тщательно вымывали, вымачивали в растворах с ароматическими веществами, обматывали тканью, а затем помещали в четыре ритуальных сосудаканопы. При этом почки хранились отдельно, не смешиваясь с другими внутренностями. На крышках сосудов были изображены четыре сына Гора (четыре стихии): Дуамутефа (с головой шакала), Кебехсенуфа (с головой птицы), Хепи (с головой обезьяны), Имсети(с человеческой головой). Наполненные сосуды помещали в небольшой ковчег, в вертикальном положении и в отдалении друг от друга. Эти четыре духа-покровителя в канопах и пятый, который помещался рядом с мумией в саркофаге, помогали душе умершего. Был еще шестой дух-покровитель, который помогал двойнику, Ка, избежать заточения в саркофаге и покинуть его через ложную дверь гробницы, которой придавали силу надписями.

Фото из интернета.

Подготовленное тело тщательно обматывали церемониальным способом (крест-накрест) очень длинными бинтами, изготовленными из льна тончайшей выделки, покрывая их бальзамической смолой, уделяя особое внимание пальцам ног и рук. На бинты, капюшоны, саваны керамической нитью наносились магические надписи и амулеты, которые должны были не позволить телу последовать за душой. Затем ноги мумии связывали, как если бы они были одной ногой, кожу со ступней удаляли, заменяя ее сандалиями из папируса (иногда из льна). Иногда на ступнях рисовали глаза, чтобы умерший больше не смог сделать неверного шага и вновь ступить на землю. Сердце после бальзамирования вновь помещали в тело с левой стороны и рядом вставляли камень, чтобы в теле находился и не телесный символ Воскрешения. Руки скрещивали на груди разными способами, в зависимости от ранга и эпохи, в которой делалась мумификация.

Нужно понимать, что мумии к погребению готовили специально обученные жрецы. И это была по большей части духовная работа. Самое главным в мумификации были обряды, совершаемые над ними, а не масла, травы и благовония, которыми пропитывались мумии - это сохраняло только тело. Хотя его сохранность имела большое значение для состояния души после смерти. После обряда мумификации тело рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов- сах (мумия).

Далее мумифицированное тело погружали в саркофаг (гроб).

В богатых погребениях саркофаг с телом помещали в несколько других, вставляющихся один в другой. Первый гроб обычно делали из дерева, и только последний был из камня. Он, в отличие от других уже не повторял форму тела - это был просто четырехугольный ящик. В случае захоронения фараонов, саркофаг помещали еще и в один или несколько ковчегов.

В редких случаях гроб делали из металла: из золота, как у Тутанхамона, или из сплава электрум. В Каирском музее хранится один из экземпляров такого саркофага. Скорее всего, такие гробы предназначались для великих жрецов и изготавливались они особым способом, поэтому соприкосновение с ними должно быть очень осторожным, чтобы не подвергать опасности магическую формулу, воплощенную в сплаве (неизвестном на сегодня).

Вся внутренняя и наружная поверхности саркофагов, имеющих форму человеческого тела, была покрыта иероглифами и магическими знаками, изображениями богов.

Фото их интернета

Но, знак Воскрешения в теле покойного, а также оружие, мебель, пища, драгоценности, находящиеся рядом с ним, совсем не являются свидетельствами того, что египтяне готовили тело к воскрешению в Судный день, к тому, что в этот день тело встанет и будет вновь предаваться плотской жизни. Это бы очень напугало их – египтяне были очень суеверны, а их жрецы очень мудры. Египтяне не верили и не могли верить в воскрешение плоти.

Их глубокое наблюдение за циклами природы открыло им знание о существовании законов циклов и возобновления (реинкарнации) одной и той же души в новых телесных оболочках, молодых и здоровых. Они верили в вечное продолжение жизни и непрерывность порядка мира – солнца, звезд, смены сезонов. Смерть рассматривалась, как угроза всему порядку мироздания.

Они считали, что ритуал подготовки тела на земле поможет душе пройти испытания в другой жизни- это отражено в надписях на многих гробах и во многих священных книгах, и душа умершего воплотится в новом теле. Культ умерших был борьбой египтян против смерти и за вечную жизнь. Это было не обожествление, а забота живых о потусторонней жизни умерших, их долг перед ними.

Герадот писал: «Египтяне … первыми стали учить о бессмертии человеческой души».

Надеждой души, ее высокой целью, было желание, как можно дольше не возвращаться на землю, хотя жрецы Египта хорошо знали, что возвращение неизбежно для всех, кроме высших существ, потому что душа человека не достаточно совершенна, чтобы превратится в Чистый Духовный свет.

По материалам книги Хорхе Анхель Ливрага "Фивы"